Сайт учителя английского языка.

Меню
Категории раздела
анонсы [3]
краткое содержание деятельности,сайты управляющих образовательных организаций.
BBC News
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Технология  социального проектирования используемая в воспитательной работе.
Анимашки Линии   

В. Б. Сбитнева

 

Возможности технологии социального проектирования

в развитии лидерских качеств подростков

 

Развивающиеся в современном обществе процессы социально-экономических и культурных преобразований, их динамизм влияют на повышение требований к личности, которая должна быть творческой, саморазвивающейся и самосовершенствующейся. Обществу необходимы граждане, способные по-новому взглянуть на решение насущных проблем, вести за собой. В связи с этим особую важность приобретает изучение лидерства среди подростков, так как именно в этом возрасте закладываются и формируются основы лидерского потенциала, который впоследствии раскрывается во взрослой жизни. 

Будущее любого государства зависит от степени внимания общества  к вопросу воспитания нового поколения, поэтому в большинстве стран правительства стремятся поддерживать и стимулировать развитие детского движения.

Проблема создания, развития и успешной деятельности детских общественных объединений (ДОО) не может быть положительно решена при отсутствии подготовленных лидеров детского движения. Необходима грамотная, систематическая работа с будущими лидерами: целенаправленно скомплектованный и подготовленный актив сможет в дальнейшем стать резервом  организаторов детских общественных объединений.  

Различные виды деятельности, в которые может быть включен подросток в работе над социальным проектом, располагают большим резервом для развития качеств лидера. Важно, что член детского объединения имеет право выбора вида деятельности в процессе проектирования. Использование технологии социального проектирования дает возможность проявить самостоятельность и организаторские способности подросткам с разным уровнем подготовки. Выполнение роли комиссара дела (лидера, организатора) предполагает общение подростка со многими людьми. Выполняя поручение в том или ином направлении в рамках работы над проектом, подросток оказывается в роли организатора, когда перед ним возникает необходимость привлечь и мобилизовать своих товарищей на выполнение дела. В результате выполненных совместных общественно полезных дел, которые предполагает социальный проект, укрепляются межличностные связи подростка, развиваются качества, необходимые лидеру.

Рассматривая использование технологии социального проектирования в качестве условия развития лидерских качеств подростков в детском общественном объединении, отметим важность создания педагогом «ситуации успеха».  «Ситуацию успеха» в развитии лидерских качеств подростков мы определяем  как целенаправленное сочетание психолого-педагогических приемов, которые способствуют осознанному включению каждого подростка в специально организованную деятельность, направленную на приобретение опыта лидерского поведения в зависимости от индивидуальных возможностей, обеспечивают положительный эмоциональный настрой подростков на выполнение поставленных задач и адекватное восприятие результатов своей деятельности. «Ситуация успеха» складывается не только из того, что учитываются  склонности подростка к определенному виду деятельности, но и обязательно  используется обучение члена отряда новым видам деятельности через индивидуальные консультации, тренинги, беседы. Все это позволяет подростку овладевать новыми знаниями, умениями, навыками, принимать участие в разных видах деятельности в процессе проектирования. Тем более этапы работы над социальным проектом предполагают такие виды деятельности, которые зачастую невозможны в обычной школьной жизни.

Различные виды деятельности, в которые может быть включен подросток в работе над социальным проектом, располагают большим резервом для развития качеств лидера. Важно, что член детского объединения имеет право выбора вида деятельности в процессе проектирования. Использование технологии социального проектирования дает возможность проявить самостоятельность и организаторские способности подросткам с разным уровнем подготовки. Выполнение роли комиссара дела (лидера, организатора) предполагает общение подростка со многими людьми. Выполняя поручение в том или ином направлении в рамках работы над проектом, подросток оказывается в роли организатора, когда перед ним возникает необходимость привлечь и мобилизовать своих товарищей на выполнение дела. В результате выполненных совместных общественно полезных дел, которые предполагает социальный проект, укрепляются межличностные связи подростка, развиваются качества, необходимые лидеру.

Рассматривая использование технологии социального проектирования в качестве условия развития лидерских качеств подростков в детском общественном объединении, отметим важность создания педагогом «ситуации успеха».  «Ситуацию успеха» в развитии лидерских качеств подростков мы определяем  как целенаправленное сочетание психолого-педагогических приемов, которые способствуют осознанному включению каждого подростка в специально организованную деятельность, направленную на приобретение опыта лидерского поведения в зависимости от индивидуальных возможностей, обеспечивают положительный эмоциональный настрой подростков на выполнение поставленных задач и адекватное восприятие результатов своей деятельности. «Ситуация успеха» складывается не только из того, что учитываются  склонности подростка к определенному виду деятельности, но и обязательно  используется обучение члена отряда новым видам деятельности через индивидуальные консультации, тренинги, беседы. Все это позволяет подростку овладевать новыми знаниями, умениями, навыками, принимать участие в разных видах деятельности в процессе проектирования. Тем более этапы работы над социальным проектом предполагают такие виды деятельности, которые зачастую невозможны в обычной школьной жизни.

Теоретический анализ работ А.С. Белкина, Э.Ш. Натанзона, Н.Е. Щурковой, позволил выделить структурные компоненты ситуации успеха:

1-ая составляющая,  создаваемая  педагогом:

- организация видов деятельности, способствующих максимальной реализации лидерских качеств у возможно большего числа подростков (в данном случае такой деятельностью является работа над реализацией социально образовательного проекта);

-оптимизация стиля взаимоотношений между членами детского общественного объединения;

- создание обстановки сотрудничества.

2-ая составляющая:

 -самостоятельные действия подростков, направленные на решение тех или иных задач.

Создание ситуации успеха в ходе работы над проектом обеспечивает развитие и реализацию необходимых качеств тем подросткам, которые проявились в роли лидеров, и тем, кто желает таковыми стать. Ситуация успеха может стать своего рода «пусковым механизмом» дальнейшего движения личности.

В создании ситуации успеха подростка очень важна позиция руководителя ДОО. Наш  опыт работы показывает, что позиции взрослого в социальном проектировании соответствуют стадиям работы над социальным проектом:

1 этап.   Подготовка к работе – позиция руководителя,  методиста.

2 этап.    Выбор проблемы – позиция наставника.

3 этап.    Сбор информации –  позиция советника.

4 этап.     Разработка вариантов – позиция советника.

5 этап.     План действий – позиция «доброго волшебника».

6 этап.   Составление портфолио – позиция «волшебника», члена ДОО.

7 этап.    Презентация – позиция друга, ровесника, члена ДОО.

8 этап.   Рефлексия – позиция  руководителя, методиста, наставника.

 Нужно отметить, что эти роли не статичны, они меняются в зависимости  от конкретных ситуаций.

Подробное описание Технологии разработки и реализации социального проекта.

          
Анимашки Линии



Теги.
Календарь
Загрузка файлов

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz