Главная | Регистрация | Вход | RSS |
Сайт учителя английского языка. |
|
Технология социального проектирования используемая в воспитательной работе. В. Б. Сбитнева Возможности
технологии социального проектирования в
развитии лидерских качеств подростков Развивающиеся в современном обществе процессы
социально-экономических и культурных преобразований, их динамизм влияют на
повышение требований к личности, которая должна быть творческой,
саморазвивающейся и самосовершенствующейся. Обществу необходимы граждане,
способные по-новому взглянуть на решение насущных проблем, вести за собой. В
связи с этим особую важность приобретает изучение лидерства среди подростков,
так как именно в этом возрасте закладываются и формируются основы лидерского
потенциала, который впоследствии раскрывается во взрослой жизни. Будущее любого государства
зависит от степени внимания общества к
вопросу воспитания нового поколения, поэтому в большинстве стран правительства
стремятся поддерживать и стимулировать развитие детского движения. Проблема создания, развития
и успешной деятельности детских общественных объединений (ДОО) не может быть
положительно решена при отсутствии подготовленных лидеров детского движения.
Необходима грамотная, систематическая работа с будущими лидерами:
целенаправленно скомплектованный и подготовленный актив сможет в дальнейшем
стать резервом организаторов детских
общественных объединений. Различные виды
деятельности, в которые может быть включен подросток в работе над социальным
проектом, располагают большим резервом для развития качеств лидера. Важно, что
член детского объединения имеет право выбора вида деятельности в процессе
проектирования. Использование технологии социального проектирования дает
возможность проявить самостоятельность и организаторские способности подросткам
с разным уровнем подготовки. Выполнение роли комиссара дела (лидера,
организатора) предполагает общение подростка со многими людьми. Выполняя
поручение в том или ином направлении в рамках работы над проектом, подросток
оказывается в роли организатора, когда перед ним возникает необходимость
привлечь и мобилизовать своих товарищей на выполнение дела. В результате
выполненных совместных общественно полезных дел, которые предполагает
социальный проект, укрепляются межличностные связи подростка, развиваются
качества, необходимые лидеру. Рассматривая
использование технологии социального проектирования в качестве условия развития
лидерских качеств подростков в детском общественном объединении, отметим
важность создания педагогом «ситуации успеха». «Ситуацию успеха» в развитии лидерских качеств
подростков мы определяем как
целенаправленное сочетание психолого-педагогических приемов, которые
способствуют осознанному включению каждого подростка в специально
организованную деятельность, направленную на приобретение опыта лидерского
поведения в зависимости от индивидуальных возможностей, обеспечивают
положительный эмоциональный настрой подростков на выполнение поставленных задач
и адекватное восприятие результатов своей деятельности. «Ситуация успеха»
складывается не только из того, что учитываются
склонности подростка к определенному виду деятельности, но и
обязательно используется обучение члена
отряда новым видам деятельности через индивидуальные консультации, тренинги,
беседы. Все это позволяет подростку овладевать новыми знаниями, умениями,
навыками, принимать участие в разных видах деятельности в процессе
проектирования. Тем более этапы работы над социальным проектом предполагают
такие виды деятельности, которые зачастую невозможны в обычной школьной жизни. Различные виды
деятельности, в которые может быть включен подросток в работе над социальным
проектом, располагают большим резервом для развития качеств лидера. Важно, что
член детского объединения имеет право выбора вида деятельности в процессе
проектирования. Использование технологии социального проектирования дает
возможность проявить самостоятельность и организаторские способности подросткам
с разным уровнем подготовки. Выполнение роли комиссара дела (лидера,
организатора) предполагает общение подростка со многими людьми. Выполняя
поручение в том или ином направлении в рамках работы над проектом, подросток
оказывается в роли организатора, когда перед ним возникает необходимость
привлечь и мобилизовать своих товарищей на выполнение дела. В результате
выполненных совместных общественно полезных дел, которые предполагает
социальный проект, укрепляются межличностные связи подростка, развиваются
качества, необходимые лидеру. Рассматривая
использование технологии социального проектирования в качестве условия развития
лидерских качеств подростков в детском общественном объединении, отметим
важность создания педагогом «ситуации успеха». «Ситуацию успеха» в развитии лидерских качеств
подростков мы определяем как
целенаправленное сочетание психолого-педагогических приемов, которые
способствуют осознанному включению каждого подростка в специально
организованную деятельность, направленную на приобретение опыта лидерского
поведения в зависимости от индивидуальных возможностей, обеспечивают
положительный эмоциональный настрой подростков на выполнение поставленных задач
и адекватное восприятие результатов своей деятельности. «Ситуация успеха»
складывается не только из того, что учитываются
склонности подростка к определенному виду деятельности, но и
обязательно используется обучение члена
отряда новым видам деятельности через индивидуальные консультации, тренинги,
беседы. Все это позволяет подростку овладевать новыми знаниями, умениями,
навыками, принимать участие в разных видах деятельности в процессе
проектирования. Тем более этапы работы над социальным проектом предполагают
такие виды деятельности, которые зачастую невозможны в обычной школьной жизни. Теоретический анализ работ А.С. Белкина, Э.Ш. Натанзона, Н.Е. Щурковой, позволил выделить структурные
компоненты ситуации успеха: 1-ая
составляющая, создаваемая педагогом: - организация видов деятельности, способствующих максимальной
реализации лидерских качеств у возможно большего числа подростков (в данном
случае такой деятельностью является работа над реализацией социально
образовательного проекта); -оптимизация стиля взаимоотношений между членами детского общественного
объединения; - создание обстановки сотрудничества. 2-ая составляющая: -самостоятельные действия
подростков, направленные на решение тех или иных задач. Создание ситуации успеха в ходе работы над проектом обеспечивает
развитие и реализацию необходимых качеств тем подросткам, которые проявились в
роли лидеров, и тем, кто желает таковыми стать. Ситуация успеха может стать
своего рода «пусковым механизмом» дальнейшего движения личности. В создании ситуации
успеха подростка очень важна позиция руководителя ДОО. Наш опыт работы показывает, что позиции взрослого
в социальном проектировании соответствуют стадиям работы над социальным
проектом: 1 этап. Подготовка к работе – позиция
руководителя, методиста. 2 этап. Выбор проблемы – позиция наставника. 3 этап. Сбор информации – позиция советника. 4 этап. Разработка вариантов – позиция советника. 5 этап. План действий – позиция «доброго
волшебника». 6 этап. Составление портфолио – позиция «волшебника»,
члена ДОО. 7 этап. Презентация – позиция друга, ровесника,
члена ДОО. 8 этап. Рефлексия – позиция руководителя, методиста, наставника. Нужно отметить, что эти роли не статичны, они
меняются в зависимости от конкретных
ситуаций. Подробное описание Технологии разработки и реализации социального проекта. |
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Конструктор сайтов - uCoz |