ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
"Классный руководитель" 2002, №4
1. Общие положения.
1.1. Классный руководитель - педагог школы, осуществляющий
функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и
защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических
коллизиях школьной жизни.
1.2. Классный руководитель имеет высшее или
среднее специальное педагогическое образование.
1.3. Руководство деятельностью классных
руководителей осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
1.4. Классный руководитель отчитывается о результатах
своей работы перед педсоветом, директором и заместителем директора школы по
воспитательной работе в установленном порядке.
2. Основные задачи и содержание
(направления) работы классного руководителя в классе.
2.1. Содействует созданию благоприятных
психолого-педагогических условий для интеллектуального, физического и духовного
развития личности ребенка. Для чего:
2.1.1. Изучает особенности развития каждого
ребенка, состояние здоровья, эмоциональное самочувствие, отражая все данные в
психолого-педагогической карте.
2.1.2. Изучает склонности, интересы, сферу
дарований ребенка, подбирая каждому определенный вид деятельности, где его
может ожидать успех.
2.1.3. Способствует созданию благоприятной
атмосферы и морально-психологического климата для каждого отдельного
воспитанника в классе.
2.1.4. В соответствии с возрастными
потребностями детей и требованиями классной жизни организует жизнедеятельность
классного коллектива.
2.1.5. Развивает классное самоуправление,
приучая детей к самоорганизации, ответственности, готовности и умению принимать
жизненные решения.
2.1.6. Помогает воспитанникам решать
проблемы, возникающие в отношениях с педагогами, товарищами, родителями,
адаптироваться в коллективе, завоевать признание, занять удовлетворяющий его
социальный статус среди сверстников.
2.1.7. Направляет самовоспитание и
саморазвитие личности ребенка. Совместно со школьным психологом организует
психологическое просвещение учащихся, знакомит с правами и свободами
российского гражданина.
2.2. Осуществляет помощь воспитанникам в
учебной деятельности.
2.3. Организует и участвует в педагогических
консилиумах (малых педсоветах) по проблемам учащихся своего класса, при
необходимости посещает уроки учителей-предметников.
2.4. Содействует получению дополнительного
образования учащимися через систему кружков, клубов, секций, объединений,
существующих в школе и по месту жительства.
2.5. Содействует профессиональному
самоопределению выпускника, подводит к осознанному выбору профессии.
2.6. Защищает права и свободы воспитанников,
несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в школе и на
сельскохозяйственных работах в учебное время.
2.7. Дает консультации родителям. Проводит
родительские собрания, привлекает родителей к помощи школе.
2.8. Организует питание, дежурство,
коллективную уборку школы, помощь детей в ремонте школы, заполняет журнал,
ведет учет посещаемости, немедленно сообщает администрации и родителям обо всех
чрезвычайных происшествиях, связанных со здоровьем и жизнью детей.
2.9. Участвует в работе педсоветов,
семинаров, административных и методических совещаний.
3. Режим работы классного руководителя.
3.1. Общие правила организации работы школы
и педагогического коллектива вытекают из Кодекса законов о труде Российской
Федерации, излагаемых в ст. 130.
3.2. Рабочее время классного руководителя,
которое он обязан посвятить детям в течение недели, 4 часа (20% от ставки
учителя).
3.3. Час классного руководителя (часы
общения) - один раз в неделю по расписанию, о чем делает запись в классном
журнале.
3.4. Количество воспитательных мероприятий -
не менее двух дел в месяц, из которых одно может быть общешкольным.
3.5. Количество классных родительских
собраний должно составлять не менее одного в четверть.
3.6. Отчеты о проделанной работе
предоставляются администрации по окончании триместров по утвержденному порядку.
3.7. В каникулярное и летнее время режим
работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.
4. Права классного руководителя. Классный
руководитель имеет право:
4.1. Участвовать в работе школьных структур
самоуправления: педсовета, совета школы, профсоюзных и других общественных
органов школы.
4.2. Выступать с инициативой, вносить
предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой,
конструктивной критикой.
4.3. Создавать собственные воспитательные
системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы
воспитания, руководствуясь единственным принципом "не навреди".
4.4. Защищать собственную честь и
достоинство в школьных органах самоуправления и защиты, при невозможности - в
государственных органах власти и суда.
5. Классный руководитель
не имеет права
5.1. Унижать личное достоинство воспитанника,
оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.п.
5.2. Использовать оценку (школьный балл) для
наказания или расправы над учеником.
5.3. Злоупотреблять доверием ребенка, нарушать
данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение.
5.4. Использовать семью (родителей или
родственников) для наказания ребенка.
5.5. Обсуждать за глаза своих коллег,
представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего
педколлектива.
6. Классный руководитель
должен знать:
6.1. Закон Российской Федерации "Об
образовании".
6.2. Конвенцию ООН о правах ребенка.
6.3. Педагогику детскую, возрастную, социальную
психологию.
6.4. Школьную гигиену.
6.5. Педагогическую этику.
6.6. Теорию и методику воспитательной работы.
6.7. Основы трудового законодательства.
7. Классный руководитель
должен уметь:
7.1. Общаться с детьми,
поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример
деловитости и ответственности.
7.2. Видеть и формулировать свои воспитательные
цели.
7.3. Составить план воспитательной работы в
собственном классе.
7.4. Организовать воспитательное мероприятие.
7.5. Организовать и провести родительское
собрание.
7.6. Пользоваться психолого-диагностическими
тестами, анкетами, опросниками, другими диагностическими методиками и корректно
использовать их в воспитательной работе.
6. Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения Министерства образования и науки Российской Федерации (ФЦДЮТиК).