

Американский педагог и психолог Рудольф Дрейкрус предложил классификацию мотивов «плохого» поведения.
К ней он предложил несложную диагностику, которую могут провести педагоги без вмешательства психолога,
с опорой на собственные ощущения и наблюдения. Эта классификация хороша тем, что она не ищет ответа на вопрос,
почему ребенок ведет себя так, а указывает на то, что необходимо сделать,
чтобы
ребенок как можно
меньше хотел вести себя таким образом.
№ п/п |
Вариант «плохого» поведения и его
девиз |
Чувства педагога, возникающие в этот момент |
Что хочется
предпринять педагогу на такое поведение ребенка |
Ответная реакция
ученика |
Варианты
конструктивного разрешения ситуации «плохого» поведения учителем |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Привлечение внимания. «Мне нужно твое особое внимание» |
Раздражение, затем негодование и возмущение |
Сделать замечание, прочитать нотацию |
Временно прекращает свою выходку, если не
прекращает такое поведение, то это не мотив привлечения внимания |
Необходимо выработать варианты оказания
внимания ребенку, которое не подкрепляло бы неконструктивный условный рефлекс. Иногда полезно его не
замечать |
2 |
Власть. «Ты мне ничего не сделаешь» |
Гнев, негодование, возмущение, а также
страх |
«Убила бы своими руками», то есть желание
прекратить выходку вплоть до применения физической силы |
Ученик прекратит выходку, когда сам
захочет. Он провоцирует вас, вы попадаетесь на провокацию, выходите из себя,
чего он и добивается, он – победитель и наслаждается этими минутами |
Вариант, который поможет найти
взаимопонимание педагога с учеником,- это спокойная реакция на его поведение,
демонстрация своего твердого поведения, лишенного агрессии, возможность
объяснения, что «крутой» и «сильная личность» - это два разных понятия.
«Крутой» - это уверенное поведение и агрессия, которая порождает агрессию, а
«сильная личность» - это уверенное поведение и много поддержки |
3 |
Месть. «Ты меня обидела, – получай» |
Растерянность, гнев, страх, негодование и
обида |
«Хочется драться на равных и насмерть, либо
убежать и спрятаться». Мысль, которая появляется все чаще и чаще: «Или я, или
он, вдвоем нам нет места в этой школе» |
Ученик прекратит выходку, когда сам
захочет. Он провоцирует вас, вы попадаетесь на провокацию, выходите из себя,
чего он и добивается, он – победитель и наслаждается этими минутами |
Научиться прощать ученика, не давать оценку
самому ребенку, сообщать ему о своих чувствах в отношении того поведения,
которое он избрал здесь и сейчас. Поступок нуждается в санкциях, а вот
личность – в поддержке |
4 |
Избегание неудачи. «Не буду и пытаться – все равно не
получится» |
Жалость, затем ощущение полной
профессиональной беспомощности, так как дополнительные занятия не приносят
результата |
Желание отвести ребенка к психологу,
получить от него подтверждение, что ребёнок «не тянет» программу |
Ученик попадает в зависимость, он готов на
все: мыть класс, носить парты, ябедничать и многое другое, но решать задачи
по-прежнему не может, потому что боится |
В этой ситуации есть только терпение,
одобрение пусть маленького, но прогресса, предвосхищающая оценка и еще раз
поддержка |
Все эти способы
имеют одно постоянное повторение - оказание поддержки ребенку.
3. Правила работы с дневниками.
И
как забор уже не будет новым,
Так
в сердце шрамы, словно от гвоздей,
От
грубого презрительного слова
Навеки
остаются у людей